Родители on-line
 

Гостей: 43

 

 

Работаем над речью аутичного ребенка

article436.jpg
Работаем над речью аутичного ребенка
 
Практически все дети с РАС имеют проблемы с речью. Над развитием речи у ребенка не стоит полностью прекращать работать никогда, но в раннем возрасте необходимо уделить ему особое внимание. Существуют различные методы улучшения речи и многие из них необычайно эффективны. Поэтому, при необходимости, пробуйте различные стратегии, адаптируя их к индивидуальным потребностям ребенка.
 
Поощряем все звуки
Это очень действенный метод, который помогает увеличить частоту произносимых ребенком звуков. Его суть состоит в том, что любой звук, который ребенок издает, подкрепляется поощрением – родители тут же награждают ребенка вниманием, хвалят, дают игрушки или «вкусняшки». В результате малыш начинает все чаще вокализировать, произносить звуки и слоги. Этот способ помогает увеличить частоту произносимых звуков и запустить речь аутичного ребенка, который вокализирует крайне редко.

Поощряем определенные звуки
Если необходимо увеличить частоту произношения определенных звуков, их также можно связать с определенным поощрением. При этом шансы на то, что ребенок начнет воспроизводить этот звук, могут существенно увеличиться.  Например, ребенок любит съезжать с горки, и это действие связывают с конкретным звуком – «иии»: каждый раз, когда ребенок съезжает вниз, инструктор комментирует «ИИИИ». Действие повторяют 5 – 10 раз подряд в течение нескольких дней. Через время ребенок может начать говорить «ИИИИ» спонтанно в течение дня.  
 
Используем имитацию
Если ребенок может имитировать движения крупной моторики (похлопать в ладоши, поднять и опустить руки, попрыгать), можно постепенно усложнять задачу, выполняя более сложные действия (например, сжать пальцы в кулак или оттопырить большие пальцы и т.д.). Для имитации этих действий ребенок будет: 1) обращать внимание на менее заметные движения взрослого; 2) развивать навыки мелкой моторики. На следующем этапе можно приступить к оральной и лицевой имитации (открыть рот, высунуть язык и т.д.) когда ребенок будет следить и повторять оральную моторику взрослого, а затем – к повторению звуков во время движения полостью рта, которое ребенок уже умеет имитировать (например, открыть рот и сказать «ааааа», сжать губы и сказать «ммммм» и т.д.).
Такое пошаговое обучение позволит добиться плавного перехода к речи, в том случае, когда ребенок не начинает повторять звуки сразу. К примеру, когда вы требуете, чтобы ребенок произнес «ооо» чтобы попросить сок, а ему это сделать чрезвычайно трудно.
 
Как поддерживать речь у аутичного ребенка
Естественная потребность человека в общении проявляется с самого рождения. Только посредством общения человек может выражать свои желания. Родители понимают, что если их малыш кричит, значит ему что-то нужно, и крик будет продолжаться до тех пор, пока ребенок не получит требуемое.
 
Речь аутичного ребенка
С самого рождения каждое слово у ребенка связывается с определенным предметом или действием. Так у малыша создается представление об окружающем его мире. Чем больше ребенок познает мир, тем больше появляется в его лексиконе новых слов, посредством которых он удовлетворяет свои потребности. Так постепенно развивается речь человека.
Иначе обстоят дело с ребенком-аутистом. Как и у обычных детей, у аутичного ребенка слово связывается с тем или иным явлением. Но если это явление для него ничего не значит, то аутист перестает произносить соответствующие ему слова. Так постепенно теряется способность к развитию речи у аутичных детей, при этом, слова и звуки, которые вызывают приятные ощущения у аутиста, он может повторять целый день, но не использует его для общения. А если нет общения, то, естественно, нет и речи.
 
Советы родителям
Чтобы развить речь ребенка-аутиста следует добиться с его стороны потребности в общении. Самая большая проблема людей, страдающих аутизмом, подбор необходимых слов. Даже зная ответ на поставленный вопрос, они не могут подобрать нужных слов. Следует предлагать детям наглядные пособия или задавать вопросы, имеющие несколько вариантов ответа.
Следует поощрять такие ответы ребенка как «я не знаю» в тех ситуациях, когда он затрудняется с ответом. Это уменьшит нервозность и беспокойство аутичного ребенка, связанные с невозможностью ответить на вопрос.
Постепенно увеличивайте количество наглядных пособий, помогающих дать правильный ответ на вопрос. Вам могут помочь как профессионально изготовленные карточки PECS, так и самодельные пособия. Они способствуют развитию речи у аутичных детей и позволяют расширить словарный запас ребенка.
Пойте вместе с ребенком. Формирование навыка пения совершенно не зависит от навыка развития речи и дается аутичному ребенку намного легче. С помощью пения можно развить как рецептивные, так и экспрессивные навыки.
Подробно изучите, что означает эхолалия. В двух словах об этом термине можно сказать следующее – это обозначение неконтролируемого сознанием человека автоматического повторения слов, услышанных в чужой речи. Так вот, надо постараться использовать эти, «запавшие» в сознание ребенка-аутиста слова и фразы для выражения собственного комментария, просьбы или сообщения.
У людей, страдающих аутизмом есть любимые темы и интересы. Такая односторонняя приверженность чему-либо мешает общению с другими людьми. Этот синдром «зацикливания» на чем-то одном называется обсессия. Чтобы ребенок-аутист мог относительно нормально общаться, последствия обсессии должны быть сведены к минимуму.

Как минимизировать синдром обсессии?
Обсуждение с ребенком темы, на которой он «зацикливается» должно быть ограничено во времени, т.е. обсуждению такой темы следует отводить минимально возможное время и осуществлять его как можно реже. Начиная разговор с ребенком на тему, которая полностью поглощает его, попытайтесь перевести ее в другое русло.
 
Следуя данным рекомендациям вы увеличите шансы на развития речи у аутичного ребенка.
 

 

Главный редактор
Работаем над речью аутичного ребенкаРаботаем над речью аутичного ребенка
Добавлено:
8 августа 2018

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий