Родители on-line
 

Гостей: 44

 

 

Адаптация к детскому саду

article437.jpg
Адаптация к детскому саду
 
 «Что такое адаптация»
Адаптация – это приспособление ребёнка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму дня. 
Адаптация — это неизбежное явление, которое бывает у каждого ребенка. Успех адаптации зависит от того, насколько малыш будет подготовлен к новым изменениям в его жизни. Ведущая роль в этом процессе принадлежит родителям.
Живя в семье, малыш привыкает к определенным условиям. Когда он приходит в 
детский сад, многие условия его жизни резко изменяются: режим дня, характер 
питания, температура помещения, воспитательные приемы, характер общения и 
т.п. Ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения, потому 
что он оторван от знакомой обстановки, родных лиц, привычного общения, а к 
этому добавляется физиологический стресс, вызванный сменой привычного режима 
дня и иммунологический стресс, связанный с адаптацией к <новым бактериям>. 
Более того, в детском саду ребенок столкнется с большим количеством правил, 
которые он должен усвоить и вести себя в саду соответственно им.
И необходимо помнить, что главное преимущество детского сада в том, что ребенок получает возможность общаться со сверстниками. Он не просто играет, он получает неоценимый опыт взаимодействия, сочувствия, сопереживания, коллективного творчества и сотрудничества. Всё это готовит ребенка к дальнейшей жизни. Именно в это время происходит формирование характера, закладываются основные жизненные принципы. 
 
По статистике, в первые несколько месяцев адаптационного периода ребенок очень подвержен инфекционным заболеваниям. Особенно остро это проявляется, если малышу меньше 3-х лет, а также в случае его поступления в сад в период с октября по апрель
Средний срок адаптации к детскому саду, по мнению специалистов, составляет от 2-3 недель до 5-6 месяцев. Психологи полагают, что особенности привыкания ребёнка к новой обстановке зависят от многих факторов: от типа нервной системы и состояния здоровья, личностных черт, семейной атмосферы, условий пребывания в детском саду. Наибольшие трудности в адаптации испытывают дети с ослабленным здоровьем, быстро устающие от шума, с трудом засыпающие днём, имеющие плохой аппетит. Тяжело привыкают к детскому саду чрезмерно опекаемые дети, не имеющие навыков самообслуживания. 
 
Адаптационный стресс переживают не только дети, но и их родители. В душе у них сплошные сомнения: любимое чадо плачет, может стоит еще подержать его дома? Как он адаптируется к новым условиям?   
  
 
 Рекомендации родителям
 
Нужно быть готовым к тому, что ребенка к посещению детского сада придется приучать постепенно. Поэтому в первое время его следует оставлять в группе на неполный день. Мамам важно учесть этот момент и не спешить выходить на работу.
Отдельно нужно предоставить рекомендации для родителей относительно их действий по подготовке ребенка к посещению детского сада.
 
Расширить круг общения. Учить знакомиться, разговаривать, играть с другими детьми.
Следует регулярно ходить с ребенком на детскую площадку, в гости к знакомым. Можно записаться с ним в клуб раннего развития или кружок, где проводятся непродолжительные занятия с детьми в присутствии родителей.
Малыш 2 – 3 лет еще не умеет самостоятельно заводить разговор со своими сверстниками, поэтому инициативу должна проявлять мама. Ей нужно показывать своему ребенку образец того, как знакомиться, делиться игрушками или предлагать совместную игру. Постепенно малыш запомнит эти правила поведения и станет самостоятельно общаться с другими детьми.
К мысли о детском саде, необходимости его посещать нужно подготовить детей заранее. 
Начать надо с рассказа, что такое детский сад и зачем туда ходить: 
<детский сад — это место, куда родители водят своих детей, и дети там играют 
вместе. В садике может быть другой режим и правила (важно рассказать ребенку 
о них заранее). Там о них заботиться няня и воспитательница, которым мама и 
папа абсолютно доверяют.>
попробуйте организовать ему 
экскурсию (предварительно обсудив это с воспитателем), где расскажите о 
правилах и традициях, покажите места для игр, занятий и отдыха; 
 
Некоторое время поучаствуйте в прогулках группы, где Ваш ребенок 
может играть с детьми и общаться с воспитателем, а также иметь возможность 
обратиться к Вам в любой момент. Обязательно обсуждайте с ним новый опыт, 
поощряйте его к рассказу о событиях, чувствах и т.д. 
 
 Создайте у малыша настроение радостного ожидания.
 
Как Мотивировать к посещению детского сада.
Надо рассказывать ребенку о том, что он подрос, стал самостоятельным и родители очень рады, что он скоро сможет пойти в детский сад, гордятся тем, что его туда примут. Важно сформировать у малыша самые лучшие представления о том, что он увидит и узнает в садике, как ему там будет интересно.
Такие разговоры нужно проводить регулярно при каждом удобном случае:
•при встрече со знакомыми (так, чтобы слышал ребенок);
•прогуливаясь мимо детского сада;
•рассматривая картинки с изображением детей в садике. 
 
Приучать оставаться без мамы.
В 2 – 3 года ребенок уже вполне может некоторое время обходиться без мамы и ей нужно почаще оставлять ребенка дома под присмотром других членов семьи, просить близких родственников или знакомых взять малыша на пару часов к себе.
•Приучать к тому режиму дня, который будет в садике.
Следует скорректировать время приема пищи. Особое внимание нужно обратить на дневной сон. Ребенок 2 – 3 лет уже переходит на одноразовый дневной сон. Нужно приучать его засыпать быстро, без капризов и длительных уговоров. Можно приучить малыша ложиться спать с его любимой игрушкой. 
 
Приблизить рацион домашнего питания к рациону детского сада.
•Сформировать навыки самообслуживания.
•К моменту поступления в детский садик ребенка 2 – 3 лет необходимо приучить проситься на горшок, хорошо владеть ложкой. Если проводится консультация для родителей по адаптации детей 3 – 4 лет в детском саду, то список навыков самообслуживания, которыми должен владеть ребенок, будет значительно шире.  • Необходимо подготовить малыша заранее к ранним пробуждениям, 
отрегулировав режим сна; 
 
• Необходимо отрегулировать опорожнение кишечника у ребенка, 
желательно в утренние часы и в домашних условиях, иначе эта проблема может 
стать причиной комплексов у вашего малыша. 
• Одежда малыша должна быть <легкой в употреблении>, не должно быть 
сложных застежек, шнурков, крючков, легко определяемые перед и спинка, чтобы 
ребенок мог самостоятельно одеться, не испытывая при этом лишнего напряжения 
и разочарования в своих силах. 
 
•Обучить ребенка правилам поведения в стандартных ситуациях (попросить понравившуюся игрушку, сказать, что у него болит и т.д.).
Наиболее подходящий для этого способ — играть дома в детский сад. Таким образом удастся познакомить малыша со многими организационными моментами, существующими в садике, обыграть разные ситуации, которые могут там возникнуть, и с помощью подобных игр сформировать у ребенка нужные навыки.
 
•Заблаговременно сделать все прививки (желательно за 2 месяца до поступления в сад).
•Проводить закаливание ребенка, пройти курс витаминотерапии для укрепления иммунитета. 
Если ребенок плачет, расставаясь с мамой — это 
нормальная реакция здорового ребенка, на разлуку. Ваш ребенок плачет не 
потому, что ему плохо в детском саду, а потому, что страшно расставаться с 
мамой на целую вечность. В таком раннем возрасте для ребенка один день — это 
целая вечность, и все дети в этом возрасте очень бояться, что мама не 
вернется и не заберет его. 
Поэтому важно ребенку объяснить, как долго он 
будет оставаться в саду,(на доступном ему языке)  например, так: <Сейчас мы придем в детский сад, вы 
там сначала погуляете, потом покушаете — это будет завтрак; потом вы 
поиграете, потом опять пойдете на прогулку, потом еще раз покушаете — это 
будет обед. После обеда ты поспишь, а когда проснешься, — я за тобой приду.> 
 
Можно так же завести такой ритуал с вечера, когда вы будете собирать 
рюкзачок в детский сад: какие-то вещи, которые ребенку могут понадобиться, 
игрушки, которыми он будет играть с другими детьми и возможно одну любимую, 
которая будет напоминать о доме и которую ребенок будет обнимать, если вдруг 
ему станет грустно, и которой он, возможно, ни с кем не будет делиться. 
   
•Еще 
можно ему дать какой-то предмет, который будет напоминать ему о маме. Можно 
сказать ребенку: <вот тебе маленький подарочек, если тебе будет грустно, то 
ты можешь подумать обо мне, а я в это время буду думать о тебе, о том, что 
пройдет время, и мы снова встретимся и опять будем вместе и устроим праздник 
по поводу того, что мы опять вместе. Можно даже дарить маленькие подарочки 
ребенку каждый раз, когда Вы его забираете из сада (воздушные шарики, 
Киндер-сюрприз и т.д.). 
 
Если ребенок плачет и говорит, что не хочет идти в детский сад, то важно 
ему сказать приблизительно следующее: <: я понимаю, что тебе не хочется идти 
в детский сад, потому, что грустно расставаться с мамой, и папой, и домом. 
Возможно, тебе непривычны новые правила в садике и то, что там так много 
детей. Постепенно ты привыкнешь, и станет легче и будет даже интересно 
играть с другими детьми. Другие дети иногда кричат и забирают у тебя 
игрушки, — это потому, что они хотят играть с тобой, но не умеют этого 
сказать. Мы с тобой расстаемся всего на: часов и я обязательно приду за 
тобой после того, как ты покушаешь/ поспишь и т.д. Я должна работать и 
зарабатывать денежку и у нас с тобой будет много удовольствия оттого, что я 
работаю: мы сможем купить:, пойти в субботу в парк на качели, в зоопарк и 
т.д.> Все это можно повторять много раз по дороге в детский сад и вечером, 
складывая рюкзак в детский сад. 
•Важно говорить ребенку, что Вы понимаете, 
как сильно он может злиться и грустить и не хотеть и т.д. И важно его учить, 
как справляться со всеми этими неприятными чувствами и объяснять ему, почему 
он плачет и не хочет идти, а не уговаривать его, и ни в коем случае не 
злиться на него, когда он капризничает по поводу детского сада. Потому, что, 
если Вы уходите после того, как Вы вышли из себя и накричали на него, 
ребенку будет еще тяжелее, да и Вы вряд ли сможете спокойно потом работать. 
 
 
 
Облегчить для ребенка адаптационный период могут следующие мероприятия: 
 
• Первоначально познакомьтесь с педагогами группы, в которую 
планируете отдать своего ребенка; 
 
• Ознакомьтесь с организацией жизни малышей в детском саду, режимом 
питания, режимом дня, с образовательной программой, с традициями и 
правилами; 
 
• 
• Первоначально оставляйте ребенка в группе на один — два часа, 
постепенно увеличивая время пребывания, в зависимости от состояния ребенка; 
 
• Для того чтобы облегчить ребенку момент расставания используйте 
игру с обменом предметами (игрушками): Вы оставляете ребенку какую-то свою 
вещь (желательно что-то небольшое и с веревочкой, чтобы можно было 
куда-нибудь привязать), а он Вам свою; 
 
• Выражайте ребенку свою радость его успехам в освоении нового 
социального опыта, подчеркивайте каждый шаг его взросления; 
 
• Когда Вы забираете ребенка, не спешите сразу же обнимать и целовать 
его (особенно детей до 2 лет), т.к. за день в детском саду ребенок как бы 
<забывает интенсивность контакта с мамой>, ему нужно немного времени чтобы 
вновь привыкнуть (это связано с особенностями восприятия ребенка). 
 
Во время периода адаптации у ребенка возможны нарушения поведения 
(агрессивность, капризность, непослушание и т.д.), сильные эмоциональные 
реакции на уход родителя, психосоматические реакции (запоры, поносы, энурез, 
простудные заболевания), инфекционные заболевания и т.д. Если симптомы 
кратковременны и единичны, то беспокоиться не стоит, постепенно в течение 
полугода ребенок адаптируется, и симптомы проходят. Если же адаптация к 
яслям или детскому саду не произошла в течение полугода, то это сигнал 
родителям, что с ребенком не все в порядке и нужно обратиться к специалисту.
 
Главный редактор
Адаптация к детскому садуАдаптация к детскому саду
Добавлено:
5 декабря 2018

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий